22 февраля 2016 г.

Легендарная "Таврия" - не вошедшие в серию экспериментальные концепты АвтоЗАЗа

Мы продолжаем серию публикаций о запорожском автозаводе и его легендарной продукции. К автомобилю мод брендом "Таврия" давно привыкли все жители постсоветского пространства, и тем более Запорожья, где одно время это авто составляло примерно треть общего транспортного потока.

Мы привыкли видеть ее такой как она есть - невзрачная серийная малолитражка, спроектированная в качестве народного авто для "широких масс"
небогатого населения.

Но мало кто из наших читателей видел первые опытные образцы и тем более concept-версии. Фотографии и пояснения к ним любезно предоставил бывший инженер-конструктор АвтоЗАЗа Владимир Савченко, который помог в написании предыдущего материала из исторической серии про запорожский автозавод - Нерожденная легенда Запорожского автозавода - ЗАЗ-110328 "Ладога". Мы будем признательны если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях.

1970-73 годы

Началось все с 1970 года - это был первый опытный образец нашей современной "Таврии". Силовой агрегат включал в себя непосредственно двигатель, дисковое диафрагменное сцепление и пятиступенчатую коробку передач с единой масляной ванной. Для полноприводных модификаций предусматривалась установка колесных редукторов на передние колеса для сохранения динамики автомобиля при использовании стандартной трансмиссии.

Для передачи крутящего момента на задний мост предусматривалась установка редуктора непосредственно в приводе заднего моста. Для инвалидных модификаций будущей "Таврии" проектировалось автоматическое сцепление. Рабочий объем двигателей для разных шасси составлял 0,9 и 1,0 литра при мощности 40 и 44 л.с. соответственно. Переднеприводный автомобиль с двухдверным кузовом седан имел габариты 3750х1580х1380мм, базу 2300мм, массу 800кг и максимальную скорость 140 км/ч. Этот автомобиль, получивший название "Перспектива" (марка "Таврия" появилась много позже) испытывался на протяжении 1972-1973 годов.

1973 год - уникальное фото

Инженеры "ЗАЗ" не останавливались на достигнутом и в 1973 году увидела свет новая серия автомобилей, использовавшая в оформлении некоторые детали интерьера ВАЗ-2101. Во втором семействе были учтены выявленные ранее недостатки.

Автомобили этого года имели массу 700 кг, габариты 3700х1540х1370мм, двигатель с рабочим объемом 1,0 литр. Примечательно, что практически при том же объеме салона, что и у ВАЗ-2101, собственная масса автомобиля была меньше на 100 кг.

1974 год

В 1974 году по результатам испытаний прототипы были несколько подредактированы в части экстерьера и были улучшены ходовые качества.

1975 год

В 1975 году увидел свет новый вариант "Таврии" (фото одного из поисковых макетов). Эта модель создавалась в сотрудничестве с конструкторами ВАЗа, работавшими над своей моделью ВАЗ-1101. Причем, каждый конструкторский коллектив шел своей дорогой, закладывая в проектируемые автомобили унификацию ряда комплектующих для его удешевления. Однако, по ряду причин и этот образец также не попал в серийное производство.

Креативный рекламный видеоролик "Таврии" на экспорт





После изучения на ЗАЗе автомбиля Ford Fiesta образца 1976 года, на ЗАЗе к 1978 году появилась очередная вариация ЗАЗ-1102. Пожалуй, это уже были прототипы именно той "Таврии", которую мы знаем, хотя и сильно все же от нее отличались.


Продолжался поиск стилистических решений будущего автомобиля — экспериментировали с передней облицовкой радиатора из пластика, разработали несколько вариантов приборной панели и деталей интерьера. Впоследствии на автомобиле появились формованная обивка потолка, дверей, багажного отделения. Всего в автомобиле было применено 55 кг пластиковых деталей. Во время подготовки автомобиля было получено и внедрено в жизнь 26 авторских свидетельств.


В целом, автомобиль был практически готов в 1978-1979 годах, хотя и предстояла еще неизбежная доводка узлов, однако в серию ЗАЗ-1102 попал лишь в 1988 году. По слухам, которые ходили в конструкторском бюро, и очевидно имели под собой реальное основание, запуск в серию был отодвинут, чтобы не создавать конкуренцию ВАЗу.


Стоит особо отметить, что даже Леони́д Ильи́ч Бре́жнев ездил смотреть образец "Таврии" в 1979 году.

Веселое видео: "Запорожец" в легендарной автопрограмме Top Gear - момент с люком



Ниже мы приведем несколько уникальных концептов "Таврии", которые были близки к запуску в мелкие серии, но большинство так и не было выпущено или собрано всего в нескольких экземплярах




При использовании материала обязательно ссылайтесь на Проспект Запорожье
_____________________________________________________________________________________________

Добавляйтесь к нам в друзья в Фейсбуке, во ВКонтакте, в Твиттере

Поделитесь новостью Проспекта в социальных сетях: